воскресенье, 10 февраля 2013 г.

железнодорожные артиллерийские орудия

отдельная железнодорожная батарея P11 (356-мм);

К 15 мая 1942Pг. вPсоставе 101-й бригады железнодорожной артиллерии состояли:

Где-то в середине марта 1942Pг. двузначные номера железнодорожных батарей калибра 100 152 мм были заменены на четырехзначные, но номера батарей калибра 180 356 мм остались без изменений.

В состав бригады вошли 16 двухорудийных 130-мм батарей, которые до января 1942Pг. были переданы армиям Ленинградского фронта, и 12 батарей из состава Балтийского флота. 101-я морская бригада железнодорожной артиллерии была подчинена командиру Ленинградской ВМБ.

8 января 1942Pг. была сформирована 101-я морская железнодорожная артиллерийская бригада в составе семи отдельных дивизионов, 11-й отдельной батареи и бронепоезда P30. Перед бригадой ставились задачи контрбатарейной борьбы с германской артиллерией, ведущей огонь по городу, огневой поддержки наступающих войск Ленинградского фронта, обеспечения морских коммуникаций Ленинград Кронштадт.

Первоначально командование фронтом бессистемно передавало железнодорожные установки как Балтийскому флоту, так и отдельным сухопутным частям. Так, например, батареи P41 и P42, вооруженные каждая двумя 152/57-мм пушками Б-38, были переданы армии и включены в состав Невского укрепленного сектора. Все батареи имели двузначные номера. Сухопутные начальники не разбирались ни в морских орудиях, ни в железнодорожных транспортерах, армия не располагала боеприпасами для этих пушек, и в конце концов было решено сосредоточить всю железнодорожную артиллерию под единым командованием.

Всего в 1941Pг. было установлено на железнодорожных платформах четыре 152/57-мм, тридцать шесть 130/50-мм, четыре 120/50-мм и две 100-мм корабельные пушки.

Единственное оригинальное решение имелось в конструкции некоторых 152-мм железнодорожных установок. Их 152/57-мм орудия Б-38 предназначались для башен крейсеров типа «Чапаев». Установка башенного станка на железнодорожную платформу была сложна и требовала создания многих новых устройств, в том числе поворотного механизма. Поэтому 152-мм качающиеся части Б-38 устанавливали на станки от 203/45-мм пушек, спроектированных в 1891Pг. Другую часть 152/57-мм железнодорожных установок установили на станках береговых установок МУ-2.

Переделки в железнодорожной платформе и монтаж корабельной установки осуществлялись за 1 4 дня.

Для создания железнодорожных транспортеров 100 152-мм орудий использовались обычные четырехосные железнодорожные 60-тонные платформы. У такой платформы снимался деревянный настил и вместо него настилался рифленый стальной лист. В центре платформы к балкам был приварен стальной лист толщиной 50 мм. К этому листу крепили артиллерийскую установку. Причем артиллерийские установки 130/50-мм Б-13, 120/50-мм и 100-мм Б-24 оставались практически без изменений. Таким образом, были получены обычные корабельные установки на центральном штыре с круговым обстрелом. Транспортеры имели четыре опорные ноги, шарнирно скрепленные с платформой. Приводы наведения, подачи боеприпасов и др. были исключительно ручные.

В июле 1941Pг. Военный совет Балтийского флота принял решение установить на железнодорожные платформы морские орудия калибра 100 152 мм, предназначенные для строившихся кораблей и состоявшие на хранении в арсенале.

5 апреля 1938Pг. была составлена новая система вооружений 1938Pг. В ней уже предусматривалось создание железнодорожных 180-мм и 356-мм пушек с дальностью стрельбы 48Pкм и 77Pкм снарядами весом 70Pкг и 508Pкг, а также 500-мм гаубиц с дальностью стрельбы 25Pкм снарядом весом 1250Pкг. Работы над 356-мм пушкой и 500-мм гаубицей начались в конце 1938Pг. Головным разработчиком (разработка качающейся части) было ОТБ НКВД (шарашка в ленинградской тюрьме «Кресты»). К июню 1941Pг. были изготовлены качающиеся части 356-мм пушки ТП-1 и 500-мм гаубицы ТГ-1, а также один универсальный железнодорожный транспортер. Для проведения полигонных испытаний транспортер и обе качающиеся части были доставлены на АНИОП, где в конце лета 1941Pг. должен был состояться отстрел обеих систем. По плану к концу 1942Pг. должно было быть изготовлено 16 гаубиц и 14 пушек на железнодорожных установках. Однако производство систем отставало от графика, так как многие заводы оказались загружены работами по созданию «большого флота». В боевых действиях обе системы не участвовали, а после войны находились несколько лет на хранении, а потом сданы на лом. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в СССР имелись только железнодорожные установки ВМФ.

Так, в утвержденном 3 августа 1933Pг. списке артиллерийского вооружения на 1933 1937Pгг. для артиллерии «резерва Главнокомандования» планировалось иметь 180-мм железнодорожные пушки с дальностью стрельбы до 42Pкм и 356-мм пушки с дальностью стрельбы 27 28Pкм. Однако эти планы так и остались на бумаге.

Командование РККА прекрасно понимало значение тяжелой железнодорожной артиллерии в боевых действиях на суше и тоже желало иметь свою железнодорожную артиллерию.

Для сравнения, в Германии в 1939 1945Pгг. около 80P% железнодорожных установок, включая самые крупные, принадлежали вермахту, и лишь немногочисленные установки калибра 15 20,3Pсм флоту. Причем у многих установок, в том числе 29-см, 38-см и 40,6-см, качающиеся части были взяты от морских артсистем.

Второй причиной передачи флоту железнодорожной артиллерии было питание их исключительно выстрелами корабельных орудий.

В середине 20-х гг. ХХ века все советские железнодорожные установки были переданы военным морякам. Основных причин для этого было две. Во-первых, патологическая боязнь советского военного и политического руководства британского Гранд Флита. И маршалы, и члены Политбюро были уверены, что британские линкоры подойдут вплотную к нашему побережью и начнут расстреливать советские порты и города. Соответственно, их должен будет встретить огонь береговых батарей и железнодорожных установок.

Советская железнодорожная артиллерия накануне войны

Научная и не худ. литература

Глава 4 Советская железнодорожная артиллерия накануне войны - Артиллерия в Великой Отечественной войне

Комментариев нет:

Отправить комментарий